Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2018

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

Идеализм, фашизм и непонятый Шариков / Комментарии:

Цитата:

С тех пор как я стал социалистом по убеждениям, многие вещи для меня существенно поменяли смысл. В некоторых областях это подарило мне лушее понимание вещей, где-то добавило целостности, а кое-где просто открыло глаза. Но есть одно произведение, отношение к которому у меня поменялось более чем полностью. Гений Булгакова, написавшего "Собачье сердце", и Бортко, снявшего по нему фильм, засияли совершенно другими гранями. До сих пор многие считают этот фильм (речь будет прежде всего о нем) антисоветским, не видя за своими проекциями всей его глубины и многозначности ...
 

Читать статью

Комментарии:

# 10.01.2014 23:57 пПлин

В новых реалиях жизни сказка "О рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина предстаёт совершенно в новом свете.

С первых минут Рыбка завоевывает зрительские симпатии. Пойманная и говорящая, способная волшебством свалить из сетей
самостоятельно, она демонстрирует доброту и прощение. Рыбка олицетворяет все лучшие качества ихтиологии, элиты "приморской гастрономии". Именно через это - первое - впечатление воспринимается вся остальная сказка. А зря.

В реальности Рыбка не так проста. Она живёт в солёной, порой мутной воде, где пролетариат просто физически не способен существовать без акваланга более 5 минут.

О чем же это произведение? Первый намек на это появляется еще задолго до исполнений желаний. Когда Золотая Рыбка трындит о своей волшебности. Казалось бы, тебя поймали. Мечтают об обеде. О вкусной наваристой ухе или пожарить с картошкой. Но Рыбка живет в своей системе ценностей, где она может всё, и вовсе не намерена выходить за ее пределы.

В то же время Бабка представляет собой часть совершенно иного мира. Советская власть, если помните, занималась расселением людей из производственных общежитий, где люди жили по 100 человек в комнате. Бабка решает вопрос не собственного комфорта - ей надо улучшить мир и обрести справедливость. В её понятии права определяются не юридическими бумажками и не связями - а человеческими потребностями и социальными задачами, что можно назвать правом революционным. При этом Бабка не наглеет, не дергает Рыбку за плавники, на сердитость Рыбки не реагирует, считает необходимым подойти к диалогу через посредника.

Диалог Рыбки и Бабки заканчивается очень знаково - только так, как может закончится диалог без решения. Рыбка прибегает к помутнению Синего моря, угрозам экологической катастрофы и прочим мерзостям.

В этом столкновении - вся суть скзаки "О рыбаке и рыбке". Рыбка возмущается, что люди, которые стирают в корыте, не способны усвоить культурных норм Океана - требовать волшебства соразмерно хоть каким-то масштабам своей личности.

Но в сказке есть и третья сторона - Дед. Сторона, далёкая как от рыбьей сырости, так и от бабкиных забот о дворянстве. Деду просто хочется жрать. Конечно, интеллигентному зрителю, как и Рыбке, Дед неинтересен. Но он - продукт своих социальных условий, и ожидать от него другого было бы по меньшей мере неправильно.

Дед интересен не сам по себе, а тем, как в отношениях к нему проявляется "подноготная" Рыбки и Бабки.

Бабка является олицетворением семьи, которая взяла на себя ответственность за Деда. Посильна была эта ноша или нет, могла ли бабка справиться с хозяйством нового дворца и с дворянским титулом - вопрос тяжелый и сложный. Но Бабка честно старается. Именно Бабка пытается "поднять" Деда до человека, подобрать тому новую профессию - не тяжелую долю рыбака, а престижную специальность курьера по доставке желаний - каждому по способностям.

Как же на фоне этого относится к Деду Рыбка? Уже с первого желания она ведет себя как последний синоптик, то ухудшая погоду, то темнея морем. К концу сказки Дед Рыбку так и не полюбил. А как можно полюбить рыбу если ты её не отварил и не попробовал?

Правы те, кто говорит, что идеализм неизбежно скатывается к фашизму: рыбка уже считает Бабку недочеловеком, испорченным существом, из которого нельзя "сделать человека" принципиально, никому не удасться, и даже пытаться не стоит. И если фашисты предпочитали "недолюдей" сжигать в печах, то Рыбка более гуманна - она всего лишь превращает дворец обратно в разбитое корыто. Такая вот либеральность, такое вот неприятие террора, который "никому еще не помогал".

Трагедия столкновения разных миров очень остро переживается всеми зрителями даже сегодня, почти через 250 лет после рождения А.С.Пушкина. Так что на мой взгляд, эта сказка не о голодных дедах, не о подлых бабках или мудрых рыбках. Это о трагедии разных социальных слоев, которые вынуждены столкнуться - но не могут понять друг друга, не могут, потому что пользуются разными языками и разными системами ценностей. В состоянии постоянного кризиса и Бабка, и Дед, и Рыбка пытаются приспособиться и используют те средства, которые имеют. Но только идеалист, делящий людей на человеков и недочеловеков, может увидеть в Деде зло, а в Бабке - сволочь, мешающую жить нормальным людям. Социалист, подходящий к обществу с материалистических позиций, вынужнен видеть в Деде трагедию голода, в Бабке - силу, пытающуюся эту трагедию исправить через изменение общества, а в Рыбке - наших любимых блоггеров, которым лишь бы трындить, а о чем - без разницы :)))

* * *

Автор этой статьи - полный идиот. Впрочем, как и я - автор отзыва на неё :)))))))))))))))

Цитата

Человек?
Робот?