Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2020

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

25 января 2010 г. Комментарии (0)

2010: год учителя в России - лишь на словах...

Несмотря на бравые заявления руководства страны в связи с Годом учителя, 2010-й год российская система образования встречает в условиях полного разгрома. И виной тому не только пресловутый ЕГЭ. Не для кого уже давно не секрет, что в России нет доктрины развития образования. А без этого невозможно определить кого, чему и как обучать.

По итогам российских «реформ» отечественное образование, в советский период заслуженно ставшее одним из лучших в мире, фактически утратило все свои специфические черты, постепенно превратившись в некий суррогат западной (в первую очередь, американской) модели, основанной на доктрине подготовки тупого потребителя, не способного к самостоятельному производству интеллектуального продукта. Начиная с 1992 года, развернулся активный процесс пересмотра всех традиционных ценностей российской системы образования. В первую очередь ревизии были подвергнуты стандарты в области гуманитарных наук. Начался пересмотр курсов отечественной истории и литературы. А процесс воспитания вообще был выведен за рамки школьного образовательного процесса.

Причем, в угоду своим западным «советникам», российские чиновники с каждым годом пытаются ускорить темпы «реформирования». Дело доходит до полного абсурда, когда районам спускаются планы по закрытию малокомплектных школ (за 15 лет в стране было уничтожено более 12 тысяч сельских школ). А если местные власти пытаются этому противодействовать, то преднамеренно создаются такие условия, при которых главы муниципальных поселений вынуждены мириться с закрытием школ.

«Всеобщая компьютеризация школ» и подключение всех школ России к Интернету к концу 2008 года хорошо звучали в отчетах. А в итоге чиновники лишь ловко «пристроили» деньги налогоплательщиков. Помимо того, что Интернет оказался мало полезной на современном этапе игрушкой для нищей российской школы, уже в 2009-м году платить этим школам за Интернет-трафик оказалось нечем. Теперь эту «игрушку» начали по-тихому прикрывать.

Руководство страны постоянно делает громкие заявления о своей поддержке системы образования. Но факты - вещь упрямая. И они говорят о том, что сегодня финансирование образования происходит исключительно по остаточному принципу. Если сравнить уровень расходов на эту важнейшую социальную сферу с другими странами мира, то Россия с 3,5% ВВП, выделяемыми из бюджета на развитие образования, сегодня находится где-то между Зимбабве и Мозамбиком.

Ведущие страны мира давно и безнадежно обогнали нас по столь важному экономическому показателю. Ведущие европейские страны уже более 30 лет вкладывают в свое образование не менее 7-8% своего (не сопоставимого с российским) ВВП, США расходует на развитие образования около 11% ВВП. А рекорд по данному показателю принадлежит Южной Корее, которая на протяжении более 20 лет расходует на развитие системы образования более 20% ВВП.

В 2010 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составит 416,4 млрд. рублей, что на 7,3 % больше по сравнению с 2009 годом и на 26,3 % больше, чем в 2008 году. Но несмотря на общий рост финансирования, лишь крохи от этого перепадут школьному образованию и конкретно педагогам. Что вырастет более всего - так это финансовая поддержка вузов, на 14,1%. При этом сократится на 14,1% финансирование среднего профессионального образования, на 77,7 процента - начального профессионального образования (процесс передачи ПТУ в регионы идет полным ходом).

Со следующего года в бюджете не предусмотрены траты на Комплексные проекты модернизации образования и оплату подключения школ к Интернету. На две трети сократится поддержка программ модернизации школьного питания.

Сохранилось и немного подросла статья, отвечающая за выплаты классным руководителям: здесь все останется по-прежнему, как и выплаты грантов талантливой молодежи.

При этом российское руководство продолжает кормить население страны сказками о процветании российского образования. В массы вбрасывается очередная инициатива президента под названием «Наша новая школа». Хотя слушать подобные сказки российскому обывателю не впервой.

Вспомним кампанию так называемых «нацпроектов», среди которых особенно раскручивался проект «Образование». Единственной реальной акцией стала дополнительная выплата учителям надбавки по 1 тысяче рублей за классное руководство. Да и это явилось всего лишь восстановлением некогда существовавшего во всех советских школах положения.

Недолгая раздача стотысячных рублевых грантов «лучшим учителям» сыграла с самими этими учителями злую шутку. Они стали в собственных коллективах изгоями. И кое-кто из них счел за лучшее благо отдать эти неожиданно свалившиеся с потолка деньги на нужды своей нищей школы.
А с 2010 года вместо 10 тысяч лучших учителей, которые ежегодно получали денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей, будет определяться лишь «золотая тысяча» педагогов. Выплаты «лучшим учителям» теперь будут делать из нищих региональных бюджетов. В Иркутской области размер этой выплаты установлен в 5 тысяч рублей - смешная сумма в сравнении с рядовой премией любого чиновника!..

Все прочее от «нацпроекта», как говорится, пошло прахом. Закупленные на средства «нацпроекта» школьные автобусы тихонько гниют на хоздворах - без запчастей, без обслуживания, без водителей, без горючего. Компьютеры пылятся в школьных кладовых, потому что для закупки соответствующих программ нет элементарных средств.

А простой российский учитель остался все у того же разбитого корыта под названием «Российская школа». И для того, чтобы подготовить эту самую школу к началу нового учебного года, он потащил из дома последнюю банку краски, приготовленную для собственного хозяйства «на черный день».

Ведь этот «черный день» российского образования, похоже, настал. Но история со временем обязательно выставит на всеобщее обозрение имена тех, кто своими действиями создавал сегодняшний «чёрный день», уничтожая надежду нашей великой страны на возрождение. И тогда с большим удивлением россияне вдруг увидят, что многие из руководителей нынешней системы образования были не просто людьми мало компетентными и корыстными, но и напрямую работали против будущего их детей и внуков.

Газета «Единство действий в Братске», 21.01.2010 г.
 
 

Следующая: Людям земли брацкой посвящается

Предыдущая: Коммунальный рестлинг