Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2020

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

17 апреля 2010 г. Комментарии (6)

А народ всё МРОТ и мрёт

Верховный суд решил: МРОТ не включает дополнительных выплат

10 марта 2010 года Президиум Верховного Суда РФ установил, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не должен включать в себя премии, компенсации и «северные» надбавки. Президиум Верховного Суда РФ также подтвердил, что приостановка работы в случаях задержки заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 ТК) подлежит оплате.

Эти разъяснения Верховного Суда обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
К слову, документ официально называется «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года». В разделе разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, опубликованы ответы на следующие вопросы, возникающие из трудовых правоотношений.

Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Не менее важно и второе разъяснение Президиума - что работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой зарплаты на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановления им исполнения трудовых обязанностей, с уплатой процентов.

В кризисное время многие работодатели (включая даже руководство ряда бюджетных организаций) спокойно относились к задержке зарплаты, поскольку работники, боясь начальства, обычно никогда не приостанавливали работу, хотя имели на это законное право. Вопрос не был до конца отрегулирован Трудовым кодексом. Сегодняшняя позиция Президиума Верховного Суда усиливает возможность работников отстаивать свои трудовые права.

Согласно ст. 142 ТК РФ, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Исключение из данного правила составляют случаи запрета на приостановление работы, указанные в названной статье. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Из ст. 236 ТК следует, что в случае задержки выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в определенном названной статьей размере. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором.

Таким образом, материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы предполагает не только возмещение полученного работником заработка, но и уплату дополнительных процентов (денежной компенсации). Названная мера ответственности работодателя наступает независимо от того, воспользовался ли работник правом приостановить работу. При этом, поскольку Трудовым кодексом специально не оговорено иное, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки ее выплаты, включая период приостановления им исполнения трудовых обязанностей.

А каковы же «МРОТы» у «слуг народа»?

На минувшей неделе администрация президента и члены правительства РФ рассказали о доходах и имуществе. По новому законодательству это сделано впервые, и притом любые сомневающиеся граждане, именующие себя оппозицией, вправе инициировать проверку. Кое-кто уже собирается этим воспользоваться, что заодно даст гражданам РФ возможность убедиться - будет ли что из обещанного «антикоррупционерами» работать, и как именно...

В понедельник на официальном сайте президента появились данные о доходах чиновников администрации президента (АП), а на сайте правительства - министров во главе с премьером.

Доход президента РФ Дмитрия Медведева за 2009 год составил 3 миллиона 335 тысяч 281 рубль и 39 копеек. За прошедший год выросли банковские вклады президента. Так, теперь на его имя открыто не 9, а 12 счетов в банках на общую сумму 3 миллиона 575 тысяч рублей. Совместно Дмитрий и Светлана Медведевы владеют квартирой площадью 367,8 квадратных метра. Президент - владелец раритетного легкового автомобиля ГАЗ-20 «Победа» 1948 года выпуска, у первой леди - Volkswagen Golf 1999 г.в. Дмитрий Медведев на правах аренды владеет земельным участком площадью 4700 квадратных метров. У несовершеннолетнего сына четы Медведевых Ильи доходов в 2009 году не было.

Доход премьер-министра Владимира Путина за 2009 год составил 3,9 миллиона рублей, его супруги - 582 рубля (это не опечатка!). Из недвижимого имущества в собственности у Владимира Путина - земельный участок под индивидуальное жилищное строительство площадью полторы тысячи квадратных метра, квартира в бессрочном пользовании площадью 154 кв. м, гараж площадью 18 кв. м в бессрочном пользовании и еще один гараж (коллективная стоянка). Из «движимого», как и ранее, две «Волги» 1960 и 1965 годов выпуска, а также «Нива» и автоприцеп «Скиф».

По сравнению с позапрошлым годом, доходы Дмитрия Медведева в 2009 сократились на 800 тысяч рублей. Владимира Путина - на 900 тысяч. Это объясняется весьма специфично - уменьшением премиальных в структуре их заработной платы.

Большинство российских министров и высших чиновников имеют доходы и собственность, не очень сильно отличающиеся от показателей президента и премьер-министра. Такая же ситуация сложилась и для региональных, и для муниципальных чиновников. Таков их МРОТ...

Ведь остальная, чуть меньшая часть всех чиновников, в том числе и в регионах, показала доходы в десятки и даже сотни миллионов рублей...

Газета «Единство действий в Братске», 15.04.2010 г.
 
 

Следующая: Старо как мир, но стоит вспомнить

Предыдущая: На выборах мэра города победил покойник