Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2020

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

25 июня 2010 г. Комментарии (2)

На одного школьника в Иркутской области административных работников больше, чем учителей

В Иркутской области нет ни одного муниципалитета, где численность персонала общеобразовательных учреждений соответствовала бы потребности, при- знался 22 июня на правительственном совещании региональный министр образования Виктор Басюк. Поэтому Приангарье оказалось в десятке субъектов РФ, оптимизация работы системы образования которых признана самой неудовлетворительной. В то время как четверть расходов в образовательной сфере Приангарья тратятся неэффективно, заработная плата учителей за год уменьшилась на 2,6%. Куда уходят школьные деньги, выясняла Ксения ДОКУКИНА.

Год учителя совпал с введением новой системы оплаты труда, которой педагоги оказались недовольны
Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

В числе отстающих в работе по оптимизации система образования Иркутской области оказалась не вчера. В 2008 году регион по результатам анализа на федеральном уровне вообще был признан лидером среди субъектов РФ по неэффективному расходованию средств в сфере общего образования, сообщил Виктор Басюк. Тогда Приангарье умудрилось за год скатиться с 41-го места в этом рейтинге до 83-го. Объём неэффективных расходов в сфере общего образования области составил 52,6% от общего объёма направленных денег. На эти средства можно было капитально отремонтировать 76 зданий общеобразовательных учреждений или построить около 17 новых школ, запоздало подсчитали в региональном министерстве образования.

В ведомстве пришли к выводу, что в плохом уровне оптимизации во многом виноваты неправильные траты на управление кадровыми ресурсами. По словам Басюка, объём неэффективных расходов на персонал составлял 70% неэффективных трат. Причём 54% этих денег уходило на управление ресурсами административного и прочего персонала и только 16% – на педагогический коллектив.

Подкачала также низкая наполняемость классных комплектов, неэффективные траты здесь составили 30% от общего объёма выделяемых на образование денег. В городских школах этот показатель обеспечил 20% неэффективных расходов, а в сельских – 10%, отметил Виктор Басюк. «Так что привычка сваливать наши неэффективные траты на село далеко не всегда верна, – отметил он. – В случае со школами город тратит больше».

Недокомплект и перебор

К началу текущего года Иркутская область сумела, по предварительным расчётам, сократить объём неэффективных расходов в сфере общего образования в два раза по сравнению с прошлым годом. В числе городов с положительной тенденцией были названы Братск, Иркутск, Усть-Илимск, Тулун и Черемхово.

По информации Виктора Басюка, четверть неэффективных расходов связана с плохой наполняемостью классов и низким уровнем управления кадрами. Так, средний показатель наполняемости в России равен 23,1 ученика на класс, тогда как в городских школах Иркутской области – 23, а в сельской местности – 14. Впрочем, эта пропорция не до конца объясняет соотношение учеников и персонала в лицеях, гимназиях и школах Приангарья, которое составляет 8,5 человека к одному, хотя расчётный нормативный показатель в России равен 25 ученикам. В Иркутской области вообще нет ни одного муниципалитета, где численность персонала общеобразовательных учреждений соответствовала бы потребности.

Причём это не значит, что областные школьники избалованы большим количеством учителей. В региональных школах засилие хозяйственников. В общеобразовательных учреждениях 18 муниципалитетов области руководящий и обслуживающий персонал составляет более 50% от общего числа работников. А в среднем против 56,6% педагогического и вспомогательного персонала приходится 44,4% административно-управленческих и обслуживающих кадров, заявил Виктор Басюк. Это хуже пропорции по Сибирскому федеральному округу (СФО), которая равна 60% на 40%. Не говоря о том, что федеральным нормативом закреплено соотношение 70% против 30%. В некоторых образовательных учреждениях число заместителей директора достигает пяти, а то и восьми человек. «В одном лицее у директора обнаружилось восемь заместителей, – сообщил Басюк. – Я даже представить не могу, как можно было так разделить функции».

17 тысяч человек, или 35,7% от общего числа персонала муниципальных образовательных учреждений Иркутской области, – это технические работники. И на каждого из них приходится в среднем только 15 обучающихся. В Катангском районе один человек обслуживает четырёх школьников, в Боханском, Аларском, Куйтунском районах – семь. В городах Черемхове, Саянске, Тулуне, в Иркутском, Баяндаевском, Усть-Удинском, Нукутском районах и Ангарском МО в среднем каждый десятый работник общеобразовательного учреждения относится к административно-управленческому персоналу.

В поисках денег

Между тем зарплата работников образования в Иркутской области за год уменьшилась на 2,6% – в среднем это 400 рублей, сообщил на заседании комитета по социально-культурному законодательству ЗС председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Юрий Бакштановский.

Между педагогами и чиновниками возник спор: одни утверждают, что зарплата учителей снизилась, другие – что увеличилась
Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

– Если в первом квартале 2009 года зарплата была равна 12011 рублям, то в первом квартале 2010-го она составила 11733 рубля, – процитировало его ИА «Телеинформ». – В это время по СФО зарплата учителей увеличилась в среднем на 2,6%, по России – на 5,7%. Эти данные Росстата говорят, что средства надтарифного фонда используются неправильно. Это привело к снижению стимулирующих выплат за проверку тетрадей и классное руководство.

В тот же день Виктор Басюк опроверг информацию о снижении зарплаты учителей. Он заявил, что жалованье увеличилось с 11237 рублей в 2009-м до 11733 рублей в первом квартале 2010 года.

Заместитель губернатора Иркутской области Александр Моисеев озвучил третью версию.

– Субвенции в муниципалитеты из областного бюджета на заработную плату учителям не снижались, а остались на уровне прошлого года, – сказал он корреспонденту «Конкурента» во время пикета Иркутского областного объединения организаций профсоюзов, прошедшего в среду, 23 июня. – Как было по 2009 году, так и осталось в 2010-м. Поэтому сейчас разбираются, куда уходили деньги: на заработную плату учителей или административного персонала.

На пикете учителя активно выясняли с властью денежные отношения. Основной его целью была объявлена необходимость исполнения решения Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года о выплате минимального размера жалованья – 4330 рублей без учёта стимулирующих и компенсационных выплат. В противном случае сегодня базовый оклад оказывается в полтора-два раза меньше МРОТа.

Объяснение причин своей низкой зарплаты предложили учителя:

– Есть надтарифный фонд, составляющий 25% от фонда оплаты труда. 15% из них должны идти на компенсационные доплаты, которые не предусмотрены должностными обязанностями, и 10 % – на стимулирующие надбавки, – сказала одна из присутствовавших педагогов. – Но после введения новой системы оплаты труда надбавки почему-то вошли в МРОТ. Может, поэтому у нас снизилась зарплата?

Между тем, по словам председателя Иркутского областного совета профсоюзов Александра Оболкина, от работников бюджетной сферы на органы исполнительной власти в суды Приангарья подано 1600 исковых заявлений о повышении заработной платы. 250 из них удовлетворены. Остальные находятся в кассационной инстанции – в областном суде.

Источник
 
 

Следующая: Россия vs Белоруссия. Версия Старикова

Предыдущая: Муниципальным образованиям Иркутской области передали 50 % «упрощенного» налога